Вопросом собственно рыбалки с лодки я был озадачен с первых дней и первых мыслей о ней. Так что просто сесть в кресло и запустив движок понестись по воде – это еще совсем далеко не есть конечный результат! Нужно рыбу ловить. При этом с максимальной эффективностью и комфортом. Поэтому следующими пунктами установки в «программе минимум», конечно, были эхолот и электромотор.
Покатил лодку в деревню. Несколько дней на притирку обкатку и обустройство выделил себе. В охотку чтобы… С кофейком с перекурами на дачном участке с ним повозиться. По дороге, кстати, выяснилось, что бензина машина с прицепом на круг жрет почти столько же сколько и без него. В городе (светофор\газ\торомоз\пробки) – ест побольше. А вот за городом 90 км\ч на 2000 оборотах тюлюпаешь спокойно (без частых обгонов и без «вжарить 150 по пустому шоссе») и расход заметно меньше становится. В итоге на 450 пройденных (туда \сюда) километров, общий расход на литр больше всего вышел чем без прицепа. Точнее 9 пустой 10,2 с прицепом. Гуд! На скорости больше 110 км\ч расход заметно ползет вверх и машина напрягается. Аэродинамика видимо… Так что 90-105 км\ч оптимальная скорость. Эхолот Приобрел еще давно (года два назад специально для будущей лодки), но пока пару раз катался на ПВХ – шке с ним. Бюджетный черно-белый простой Piranha MAX 160. Выбор пал на него по одной причине. Много раз катался на базовских лодках и часто видел именно эту недорогую модель. Решил не вникать в тему (хотя знающие люди твердили, что надо непременно Lowrance) и тупо купил точно такой же. Пока что есть желтая металлическая штанга-крепеж к транцу, решил так и поставить. А там дальше приделаю уж как положено. Проблема возникла с размещением экрана на торпеде. Вот уж чего я предположить не мог… Не лезет он туда. Руль и тахометр «мешают». Куда ставить? Попробовал и так и сяк приложить по месту (на скотче приматывал в разные углы) и на воде уже глядел. Над рулем – может, но руками зацепишь. И тут эврика! Крепеж с него снять к шутам – и врезать справа под руль в консоль плашмя! Как раз в дырку между спицами руля все видно. И место на консоли есть. И рукой не цепляешь. Час сверления, пиления и подгонки напильником – и все залезло. И провода вниз ушли. Отлично. И еще один вопрос, гораздо более простой – куда крепить аккумулятор для эхолота? Где то под консолью наверное? И так чтобы быстро достать для подзарядки можно было? Попробовал – нет. Гораздо проще нашел решение. В заднюю банку с стартовому аккумулятору. А провода вместе с рулежками пустил по тем же отверстиям и их не видно почти. Датчик Олег Рыб@лoff давно еще (да и не только он), рассказывал о возможности крепления датчика внутри под полом. Смысл в том что ему в принципе пофиг через что «бить» до дна лучами своими. Хоть через пластик хоть через герметик… Лишь бы воздуха (пузырьков) у него на пути не стояло. Короче во что он погружен не важно. Решил воспользовался советом и примандить лепешку из герметика для ванной на днище под пол лодки и в нее вдавить датчик. Снял палубу. Ага! У него то лодка алюминиевая а у меня пластик (тук тук тук? – а там пустота между полом и днищем… Не прокатит. Поставил пока на транец на ноге. Сверлить транец стремно. Хотя почему? А так с крепежом покатался – единственное что напрягло – фонтан вверх как от гидроцикла ))). Но все работает и показывает. Оставлю. Электромотор Transom-mount или Bow-mount? Говоря по-русски носовой или транцевый? Носовой вариант конечно круче. Но мало того что стоимость такого двигла переваливает за 1 а то и 2 тыс.usd., а еще ж и аккумулятор мощный нужен и бокс и зарядка… Это тысяч под 40-50 все про все выйдет! Не… это слишком. И самое главное он сцуко огромный! Пол-палубы в сложенном состоянии займет. И площадка под него не факт что сгодится моя носовая… Все таки Katran 430 не bass boat с ровной как пол палубой. Так что отмел его даже как мечту. Стало заметно легче на душе ))). Значит выбираем из транцевых! А кто сказал что их кстати на нос нельзя ставить? Там бортик тоже вполне нормальный для струбцин… Итак варианты Их не так много. Конечно первая и лучшая Minn Kota. И недавно появившиеся австралийские Watersnake вроде тоже ничего. Motor Guide – доверие внушает. Но их фиг найдешь у нас… Но первым делом не это. Озадачился параметрами. По инструкциям понял, что для моего кораблика 30 фунтовой тяги вроде как хватит. Ну 40 фунтов как максимальный вариант. И тут стало ясно, что у этих двух категорий движков практически всегда длина дейдвуда (ноги) разная. От 760 мм до 910 мм. Для хождения на электротяге ясно дело, чем длинней, тем лучше – тем выше румпель – тем меньше гнуться придется. Но как в сложенном состоянии будет? Стал кумекать; Во-первых – высота транца – по центру у Katran 430 составляет 50 см, ближе к борту 40 см. Если ставить на корму то выйдет где то посередине – пусть будет 45 см. От носа до воды – примерно так же наверное… Там вертикальной стенки ведь нет – так что лишь бы лопасти под водой были. Во-вторых – расстояние от края транца до спинки сиденья водителя. В сложенном состоянии на марше мотор там лежать будет. И надо чтобы он в спину не упирался! Меряю - там 70 см. Ну пусть сзади торчит немного – в принципе не страшно. И на воде и при транспортировке около 20 – 25 см там выпирающих никому не помешают. В-третьих – в рабочем положении он вверх должен торчать достаточно высоко, чтобы при подруливании гнуть спину не надо было. В идеале стоя на задней банке и держа в руке спиннинг, другой рукой рулить было бы… Промерял все с рулеткой и побежал в магазины теребить и мерять моторы на стойках. Показалось на первый взгляд что ничего страшного нет ни в 760 мм ни в 910. И то и другое укладывается в приемлемые рамки по габаритам. Стало спокойней. Часть моторов есть не только с телескопической штангой но и с углом наклона румпеля! Стоят они конечно сразу на порядок дороже, но похоже что, это то что нужно. Minn Kota Traxxis 40 – новинка. Супер! Все тут есть. И тяга 40 фунтов и длинная нога. И румпель с углом наклона. И даже супер новый крепеж который одной рукой в одно движение складывается. Но цена!!! Под 30 т.р.!!! В то время как за 14 можно весь комплект собрать с зарядкой вместе… Жабовато и кучеряво…
Vector 40 – предшественник Traxxis я так понимаю… У Тракса лишь румпель меняет наклон, а у Вектора вся бошка на шарнире вместе с ручкой как одно целое вверх вниз ходит. Но все нужные мне опции есть! И цена около 14 т.р. И даже крутится вокруг своей оси на полный оборот за пол – оборота ручки. Все супер. Но, снят с производства… И у нас полазив по шопам.. Не нашел…
Далее простые и стандартные бестселлеры Endura 30 и Endura 32 Pro с более длинной штангой. Nissamaran Ecomotor Практически копия Minn Kota серии Endura с виду. Лишь барашки другой формы и колпак другой немного… А так вроде одно и то же. Хотя пластик на ощупь чуть похлипче. И люфтов на потрях поболе… Но цены очень гуманные! То что Minn Kota за 9500 р, с надписью Nissan продается за 6000 р. Watersnake Новички. Австралийские Watersnake продаваемые на www.badger.ru. Стал глядеть их. Самый простой (черненький) для моих нужд WaterSnake FWT30 – стоит всего 4700 р. Прикольный белый в морском исполнении и чуть более мощный и с длинной ногой WaterSnake ETW-LED-34 – подороже, но вполне гуманно – 6093 р. И наконец практически «Minn Kota Vector», кроме функции поворота на 360 градусов - WaterSnake FWCV44! Но, как водится, как только видишь то что нужно, то оно сразу в два раза дороже ))) - 11902 руб.((( Однако при условии доставки и невысокой стоимости аккумуляторов и зарядок на Баджере, весь комплект укладывался в 20 т.р. с небольшим. Заказал WaterSnake FWCV44! Но и тут я протянул со временем настолько, что в реальности на складе уже этого товара не оказалось… ((( Финт не удался… Ткнулся в любимый Cabelas на всякий случай… Цены и выбор конечно не сравнить с нашими… Но доставка в Рашу электродвигателей невозможна. Списался для верности с менеджером. Нет, извините, никак не возможна… Решил что буду либо дальше искать идеальный во всех отношениях Minn Kota Vector, либо уж хватит транжирить деньги и взять самый дешевый и возможных…. Экстрим Надоело, и я пошел в «Экстрим» покупать из наличия. В итоге вышло весьма даже экономно. У производителя купил Nissamarane Ecomotor 40 с длинной ногой. Цена 7 т.р. Аналогичная Minn Kota 11 т.р. Тут же в Адреналине взял аккумулятор на Deka Master Marine 120 A\ч. Причем на пару тысяч дешевле, чем видел во многих местах. У соседей купил бокс за 600 р. В итоге весь комплект обошелся в 12, с копейками т.р. Зарядка Не было только зарядки. И тут меня скрутила жаба… Ну никак за 4,5 т.р. не хочется покупать миннкотовскую. Автомобильные стоят 800-1,500 р. Баджеровская 2,300 р. А тут сразу 4,5 (((. Полез в Yandex с вопросом «можно ли заряжать автомобильной зарядкой аккумулятор лодочного электромотора?». В 6 из 10 вариантах ответ был «можно но не нужно». Еще в 2 вариантах разъяснялось, почему не нужно. И еще в 2 – предлагались схемы «колхозного» переоборудования и паяния для того чтобы сделать из говна конфетку… И про перезаряд и недозаряд и разрушение батарей и про зарядку в три этапа и срок службы и т.п. покурил инфу… В электрике я не настолько силен, и в итоге уже почти склонился к тому что лучше мозг не забивать и придавив жабку еще на 4,5 т.р. купить Minn Kota… Но тут badger отбился о наличии на складе своей 3 – режимной зарядки Сонар за 2,3 тыщи. Заказал – привезли. Все работает как часы. Гудит лампочками моргает – заряжает. А моего 120 а\ч аккумулятора оказалось что хватает дней на 5 рыбалки с постоянным подруливанием. И в итоге пишет что 20 % израсходовано))). Короче для моих нужд перебор по-моему с емкостью. Не надо столько. Якорь Вроде раньше и не думал даже об этом. На ПВХ использовал тяжелый насыпной Minn Kota. На Казанках – самодельных «пауков» и откидные с пластинами якоря… А тут… Уж так заморочился что нужно и с якорем не продешевить! Выбирал долго и нудно. В итоге остановился на 15 фунтовом Attwood откидном с пластиковым покрытием (чтоб не царапал мне палубу!). Нашел его у «Моремана» в Спорт Хите. Там же отмерял 25 м веревки толщиной 10 мм. Все пришлось в пору. Веревка удобная. Якорь держит. Помпа в трюм Уж лодка - так лодка! А то как это, «белый человек» черпаком будет отчерпывать? Нашел у «Альбатроса» отличную ручную помпу! Прикольную простую и недорогую! И потом зайдя опять в «Мореман» там увидел электрическую за те же деньги. Та проще, эта круче. Ладно, приморочусь с тумблером и парой проводов. Пусть мой «Катран» как взрослый будет жужжать по моему хотению и за борт струйкой писать как у взрослых. Кумекал куда прикрутить и прикрутил саморезиками прямо на пол через герметик (там же между полом и днищем есть пространство чуток). Запитал к аккумулятору и тумблер поставил на крышку аккумуляторного бокса. На торпеду тянуть не хотелось, а сюда рукой подать - не вставая с кресла рундук открыть и пальцем щелкнуть. Шланг оставил болтаться под полом. Когда надо – вынул и за транец кинул. А когда не надо, спрятал и не видно его. Что еще для счастья надо Запасной бак – нужен определенно. Пусть литров на 10 но нужен. Куда размещать? К моторному аккумулятору. Там место есть. Ищу красивый пластиковый с воронкой. Чтоб и влез в кормовой отсек и не прыгал на волнах. Нашел – поставил. Все ок. Туда же влезли литровые канистрочки с маслом для 2T Yamalume. Спас-жилеты пристроить куда то еще надо? Один к баку. Второй к аккумулятору. Все залезло и еще место осталось. Напихал туда же воронки, конец Александрова и еще кучу мелочуги. Аптечку, пассатижи, запасной винт, ключи. Однако вместительные рундуки оказались! Спилил торчащие внутрь трубки от троллинговых род-холдеров. Еще больше места стало. Еще купил и прикрепил на передних сторонах консолей (уже не помню у кого подглядел так ставить) вертикальные стояки для спиннингов. Удобно торчат вверх. Борта открыты. Бросать ничего не мешает. И в них пазы для Baker Hook Out, пассатижей и еще чего угодно есть. И всегда под рукой. Вроде все. Закрепить Все вещи в рундуках надо как то закреплять. Иначе все эти аккумуляторы и баки будут прыгать и болтаться на волне. Аккумулятор мотора сразу еще «Гайдар» закрепил. Точнее закрепил бокс и фиксирующую ленту. Бензобак прижмется к днищу спасжилетом. А вот носовой аккумулятор как? (К этому времени я уже попробовал приладить электромотор на транец и как то не понравилось – решил на нос). Там же треугольный пол! Сделать из монтажной пены треугольное основание – приклеить сверху пластиковый треугольник и на него смонтировать поддон аккумулятора с боксом и крепежом. Пена + треугольник из пластика + Т- образные распорки для жесткости под пену для верности. И всего делов. Высохло и стал ровный пол. К нему прикрутил крепеж бокса. Элеткромотор Стал приаттачивать его на нос и ну никак он не хочет на покатый борт крепиться… И подкладки мастырил и цельную из дерева пытался сделать… Разъезжаются. Голову сломал… И тут на выручку подоспел cabelas! Оказывается я не один с такой проблемой. Надо заказать вот это: Итак отложив вопрос с элеткромотором на попозже покатил лодку к деревенскому слипу. На воду? На воду!!! Заехал до половины прицепа в воду. Жахнул шампанским (для верности о носовой рым и край прицепа) – собрал стекла. Покрутил лебедкой в обратную сторону. Она и сползла. Машину отогнал и с трясущимися поджилками запрыгнул в лодку. Ключик (с брелком – поплавком который Джим в маскишопе подарил) воткнул, грушей покачал! Ну… Дррррындыдыдн! Выплюнув консервирующую смазку в воду, мотор забулькал и записал. Не может быть!? Я сижу в своей лодке за рулем!? И все работает!? Я в шоке и сам себе не верю… Тыкаю малый газ – тюк – и пошел… Не верю!? Это не со мной. Щас что то заглохнет или сломается или окажется, что не так подвешено или подключено? Нет. И Катран и Гайдар и Ямаха свою работу делают исправно! Все едет и булькает. Газу побольше – с волной пошел. Очень хочется на полную вжарить… Но, пока обкатка – низззя! Поехал искатывать положенный бак с разведенным 1:25 маслом. То поболе то помене газу но не более чем ¾. Посадил еще 2-ух пассажиров и оправились в обзорную экскурсию на малом газу в водоизмещающем режиме. За два дня в итоге искатав для верности полтора бака на «масляном» топливе к завершению импровизированного отпуска, наконец перешел на рабочую нагрузку. Тут уж и глиссер и повороты и все попробовал. Винт новенький чуть не снес правда о какую то железяку. Погнул прилично. Какие то мудаки вогнали трубу в грунт железную на поливе… Зимой что ли??? На том месте где все пучком и 2 м (7 футов под килем) глубина. Хорошо еще на малом газу – вдруг дыдын! – кал в штаны – что это? Увидел винт. А на следующий день в штиль увидел и трубу эту… Немного жалко но выпрямил двумя молотками потихоньку. Хорошо хоть не днищем… Первые впечатления С одним водителем (со мной то бишь) в стоячем положении лодка заметно кренится на правый борт. Хотя так и должно быть – сильно не удивился. А вот то что с набором оборотов она все больше выравнивается и на полном газу просто встает ровно и почти горизонтально – удивился сильно. Dmitry разъяснил. Винт гребет слева\направо и выравнивает лодку на ходу сам. А с равномерно распределенными по палубе пассажирами никакого диффирента нет изначально. Если один ловишь то сумку с джерками на левый борт ставишь и вообще все барахло к той стороне. И все пучком. На малом и самом малом ходу – идет ровно и приятно в экскурсионном режиме. По скорости около 7-8 км\ч. Примерно как на 2 л.с. на полном газу. Очень экономичный и удобный режим для незнакомых мелководных мест или для обзора окрестностей. Так же можно и подбираться к бьющей рыбе. Ибо она пластиковая и никакие волны не дают «кастрюльного эффекта» как на алюминиевой лодке. Это очень приятно. Кроме бульканья мотора на малых оборотах вообще ничего не слышно. И как ты сам не ходи по палубе и не качай лодку – звуков 0. Как и обещали. При наборе скорости лодка здорово задирает нос и так и идет пока не вылезет на глиссер. Когда 1 или 2 ездока этот происходит секунд за 3-5-7 (долго, если против волны и ветра, быстро в полный штиль). Если загрузка полная под 400 кг то на разгон до глиссера уходит под минуту и больше времени. Особенно если против той же волны и ветра. Помогает перемещение пассажиров вперед или короткий разгон вдоль волны. Как на глисс выскочила – все отлично. С полной загрузкой до максимальной скорости разгоняется она еще полминуты примерно. Но зато потом идет как утюг. Ровно быстро и плавно. Хорошо режет волну. Не напрягает при волнах сбоку или под углом. Корпус не виляет и не заваливается. Видимо за это отвечают полу-тримаранные обводы и острый средний киль. В общем, немного удивила устойчивостью и остойчивостью. Боковой ветер конечно задувает брызги на кокпит и мочит сидящих там пассажиров. Но консольные стекла здорово защищают и водителя и второго ездока. По волнам скачет достаточно мягко. Никаких привычных «бам бам бам» и осыпающегося позвоночника нет! Даже передним комфортно. А в кресле то вообще сидишь только головой в такт волнам качаешь и все. Здорово! Долгий выход на глисс сперва напряг, а потом подумалось… Лодка же не для веселого катания 5 пассажиров по волнам бралась? С двумя то рыболовами – проблем нет. И выходит быстро и идет без проблем. Чего я собственно напрягаюсь! Подумал, подумал и забил на думки о шаге винта, вопросе развесовки нос\корма и пр… Все что надо мне от лодки она дает! Скорость по GPS и грузоподъемность Все мерялось двумя GPS – ками Garmin при полной снаряженной массе. Т.е. полный бак 25 л + полный запасной 10 л, электромотор на носу 10 кг, аккумулятор на носу 27 кг, сумка с джерками 20 кг, 4 спиннинга в стойках, вода, еда, непромокайки 10 кг. Стартовый аккумулятор 25 кг. Ну, короче, полный комплект на весь день рыбалки. Примерно 100 кг. С 1 ездоком – скорость 41-42 км\ч С 2 ездоками – 38 -39,8 км\ч С 3 ездоками – 34-36,7 км\ч С 4 ездоками – 30 км\ч Ради любопытства: пустая, без загрузки с полупустым баком и 1 человеком – 50-51 км\ч. Полная загрузка + 4 полных пассажира (за 400 кг общий вес переваливает): на глисс не вышла. Максималка с задранным носом 17 км\ч и все. Чуток не хватило лошадок. Полная загрузка + 5 худых пассажиров (около 370 кг общий вес): пыжилась минуты 2 но потом вышла. И пошла около 30 км\ч. Наконец пришел долгожданный крепеж для электромотора Ezmount Pro Control. Стал крепить его – и… разочарование. Не держится (((. Точнее держится, но как то хлипко. Винты то и дело сползают. На волне вообще страшно, что все это возьмет и отвалится при прыжке на волне. На тяге электромотора крепление тоже скрипит и ползет. Прикрутил ближе к борту на более ровную поверхность – опять тоже самое. Да и ездить так на «боковой» тяге неудобно – бред. (Хотя все равно удобней чем на веслах )))). Похоже что крепеж этот рассчитан на наклонный но ровный борт джонбота с вертикальным внутренним рантом… А у меня и изогнутый и неравномерный по толщине. Хотя в инструкции сказано fits any (подходит к любому). В конце концов, измучавшись, просто взял и прикрутил родным крепежом мотор на нос. В рабочем положении – все супер. В походном все точки фиксирования «съедаются» углом борта – торчит под небольшим углом вверх. Дык ну и что??? Кому это мешает ??? Поехал, попробовал. На волне держится отлично. Опускается быстро (2 оборота барашка). Фиксируется тоже за пару секунд. Конечно это не совсем правильно. И может показаться не совсем удобным. Но на практике все нормально работает. И место на палубе сложенным мотором не занимается. Разве что швартоваться к пирсу стремно. Мотор висит низко – можно им ударить. А в остальном никаких проблем и нареканий не вызвало. Кататься так по мелякам на носой тяге очень удобно. Над бровкой медленно ползти тоже супер. Весла сперва для страховки оставлял на ботах. Но потом снял вообще и убрал в сарай. И маршевый есть и электричка если что. И места еще больше стало. И я отправился с лодкой на ходовые рабочие испытания в Васильсурск на фестиваль Daiwa. Основной целью было проверить, как все это будет служить в реальных условиях рыбалки. А потом еще на пару недель в общей сложности запланировал на Волгу под Калязин. P.S. Далее будет 3 часть. Об особенностях ловли и финальных доработках. Los Остальные фото ТУТ Обсуждаем ТУТ |