Лодочка vol 2 часть 3 |
Волжанка 46 Фиш отчет за сезон
Волжанка 46 Фиш + Mercury 60 elpt efi + MinnKota Power Drive 55 v2 + Raymarine Dragonfly 5 dvs + МЗСА-Е. Именно в таком комплексе правильней все рассматривать, раз уж в таком сочетании используется. Отчет после сезона эксплуатации, зимнего обдумывания и созревших мыслей на будущий сезон. До кондиции Если кто не сталкивался, то может показаться что лодка + мотор = готовый комплект. Так-то может и да, если в Висконсине у дилера Трекер покупаешь… Там в цене сразу и прицеп и Миннкота и простенький эхолот, и все установлено уже…. А у нас не совсем так. Можно все это заказать у производителя или дилера конечно сразу. А можно поэкономить, и довести все до нужного состояния на свой вкус после. И даже чтобы по минимум обвесить лодку и качественно ловить рыбу, требуется приложить еще немало сил времени и денег… Около половины стоимости голого корпуса (не считая конечно самих моторов, аккумов, телеги, эхо…). Начиная с грамотной навески мотора (это же не румпельный на барашках), балансировки лодки на прицепе (вывешивать как самому?), установки эхолотов, датчиков… и заканчивая напольным покрытием, которое в случае голой стоковой Волжанки отсутствует (просто морская фанера). Мой комплект задумывался как «минимально достаточный» в современном понимании рыболовной лодки, и максимально бюджетный. На чем можно, а на чем не стоит экономить на мой взгляд? Навеска и отделка Мотор и все остальное оборудование навешивали все в той же конторе «Прокатись». К навеске мотора и отделке претензий нет. Эхолот, чтобы не заморачиваться со вторым «телевизором» на носу, установил с возможностью вертеть монитором вперед и назад. Благо Dragonfly фиксируется простым оборотом зеленой гайки на шарнире. В походном положении экран смотрит на тебя, а если ловишь в дрейфе или с перемещениями на электротяге с носа, то - оборот зеленой гайки - и экран смотрит в противоположную сторону т.е. на нос. Дисплей реально яркий и показания отлично видно через стекло под любым углом и даже если стекло забрызгано. Очень удобно. Надо заметить, что монтаж эхолота, его проводки и датчика на Волжанке 46 не составил бы труда и мне. Полка правого борта на нескольких винтах и открывается при наличии отвертки. Там кладется вся проводка. А если есть шуруповерт и руки, то просверлить несколько отверстий в алюминии не сложно. Останется не перепутать «+» и «-», при подключении к аккумулятору. Монтаж на поворотном крепеже Ram-Mount для навигатора Garmin еще проще. Перекочевал с консоли Катрана и сюда. Шуруповерт + винтики - сделал сам. MinnKota на нос побоялся сам ставить так как опыта ровно 0. Хотя если не «вязать» это все с картплоттерами, не разносить несколько аккумулятров с бортовым зарядником и пр…, то все просто. После уже, и с учетом опыта установки товарищем, понимаю что там 4 дырки 4 винта и пара проводов. Не спешить, выставить штангу перпендикулярно полу, найти удобное и близкое к центру положение основания, почитать инструкцию и сделать. Вполне можно самому. Быстросъемную площадку – оценил! Вещь! Если мот прикрутить намертво, то его надо: крепить при транспортировке, шить отдельный чехол, или чехол на лодку с учетом его, на зимовку его незачем оставлять на лодке… иногда он бывает не нужен в конце концов. При наличии площадки, одним барашком крутишь и снимаешь мотор со слайдера. Домой отнес и все. В салон кинул и поехал куда надо. Короче слайдер для Миннкоту не то на чем стоит экономить. Пол Застелили мне заднюю палубу модным marideck-¬ом. Показалось удобно, но весьма дорого… На этом маридеке собственно бюджет иссяк). Носовую палубу по этой причине (и заодно из желания поэкспериментировать) застелил сам «максимально колхозно». В Леруа Мерлене приобрел промышленный ковролин на резиновой основе (400-500 р за погонный метр (ширина 2 м)) и знаменитый водостойкий «88-ой» клей. Обвел все выступающее детали на палубе мелом, приложил вырезанный с запасом треугольник из ковролина и потом аккуратненько ножницами вырезал его по форме палубы и крышек банок. Клей – пресс – готово. Не заваливал углы, просто сверху пришпандорил. Торцы фанеры (она и так влагостойкая) промазал еще. Вся застилка заняла в общей сложности полдня. Разница в затратах более чем 10 кратная: 1500 т.р. и 20000 т.р. Буду теперь сравнивать пользовательские особенности и долговечность «Маридека» и простого ковролина. Пока, по прошествии сезона, склоняюсь в сторону второго. Даже удобней он. Не скользит совсем. Сохнет быстро, не воняет. И моется не сложно. Проблема была только одна, при битье шампанского о нос нафигачил мелких осколков в ковер… Попытался расстроиться, но вспомнил что есть пылесос, который все и убрал. Прочее Стационарный сварной бак всегда смущал… Стоит под полом где-то. Что там с ним? Сколько в нем? Ни проверить его, ни осмотреть без разбора палубы никак… Да еще и конденсат в металлических баках имеет место быть. А в пластике нет. И дорогой он. Так что простой и привычный пластик! Бак на 50 литров (850 Х 350 Х 220 мм) пошел на пассажирскую сторону под заднюю лавку. Аккумулятор 75 а\ч – стартовый на водительскую сторону под лавку. Между ними встал жесткий Maximizer и еще толстая канистра на 10 литров. Тяговый аккумулятор Deka Marine Master на 120 а\ч в нос ровно посередине. Доступ через крышки есть – зарядку протянуть можно. Автомобильное зарядное устройство «Кулон» за 1,5 т. р. Вроде и все… Помпа 500-ка, площадка под датчик эхолота, ниши в бортах для спиннингов уже были в базе. Немаловажно что даже в «голой» Волжанке, борта сразу заделаны ковролином, и с этим пунктом мороки нет. Самому это кроить и клеить пост-фактум заняло бы немало времени. Покумекал как приделать вертикальные род-холдеры на переднюю консоль, и не вышло никак… Крышки банок при открывании задевали бы любые крепежи. Не продумано немного. Буквально 3 см не хватает для их монтажа. Но не критично это. В борту будут лежать. В итоге так оно и правильней даже. И главное 7’6 и 8 влезают без вопросов.))) Передняя палуба. Передняя палуба ровная. Она относительно всей лодки, небольшая. Но в небольшой 460-той лодке задняя палуба должна быть явно больше. А на передней, главное что нет ступенек и выемок. Стоять и ловить на ней можно в любую волну и проводить повернувшись в любую сторону. Общей устойчивости способствует еще и вся ширина лодки. Оригинальная передняя площадка (обычно микро-площадка или такой же по ширине, но треугольник) выглядит странно, но на деле очень удобна! На нее без всяких «танцев» в любом положении крепится площадка для электромотора. Или лебедка. А можно и лебедку и мотор. Места много, и даже несмотря на торчащую «Миннкоту» на нос удобно залезать когда отчаливаешь от берега или пирса. Встаешь ногой на рифленый алюминий не боясь свалиться. Под площадкой наглухо заделано. Там нет бардачка, там блоки плавучести. Чуть непривычно. Но хуже если бы борта на 10 см внутрь «выросли». Задняя палуба Места много. Тут можно ходить и сидеть. Даже лечь можно в рост вдоль. Можно на лавке лечь - спину разгрузить. Разойтись вдвоем можно. Расположиться для вываживания и подсачивания. В борт легко кладутся снаряженные спиннинги. Три штуки длиной до 8 футов в левый борт хорошо умещаются (а мне более 7'6'' редко надо). Думал сколхозить в полке крепежи какие то для фиксации спинов… И понял что не надо... Чем проще - тем лучше. Лежат они там внавал на мягком ковролине, катушками к корме и все в порядке. В правый борт можно еще и 6-6,5 футового «коротыша» пристроить. А можно расположить там приманки «быстрого реагирования». Вдоль борта (уместный зазор между ним и креслом) встает собранный Frabill Power Stow. За водительским и пассажирским сиденьем легко умещаются любые рыболовные ящики. От младшего из линейки Meiho Versus VW2070 до Maximizer. Помещается даже и Maximizer и ведро в один борт. А без ведра остается место для того чтобы ступить к борту. Можно сумку и два ведра (как на фото когда на фесте троем катались). Никаких лишних ниш и бардачков (кроме консольного) в базе нет. Это хорошо. Все что нужно в быстром доступе (спиннинги, приманки, маркер-буй) – лежит в бортах и в рыболовном ящике. В консольном бардачке – пульт I-pilot, телефон, аптечка. Все что нужно изредка (еда, теплая или непромокаемая одежда …) – под задним диваном. Все что нужно еще реже (запасной винт, якорь, фал… ) – в передних рундуках. Можно сделать еще в полу 1 или 2 рундука , в носу в торце тоже делают… Только зачем? Забьется кучей ненужного, утяжелит… И так все что надо влезает. Спускать и катать Лодка легкая. Ее хорошо выставили на «телеге» без перевеса на дышло, и я один руками могу ее катать и разворачивать на грунте. Вдвоем вообще без вопросов даже по мокрой траве. Этот пункт выполнен. Слипование тоже больших сюрпризов не преподнесло. Все слетает и затаскивается на стлани легко и просто. Ролики и качели ставить нет смысла. Заметил что при скидывании и затаскивании, носовая площадка электромотора задевает за угол верхнего упора телеги. Эту проблему решить просто. На верхнюю часть качелей надо поставить ролик, а нижний оставить как и есть - уголком. А вот вторая задача поставила в тупик… Как ни выравнивай как ни затаскивай – всегда левый (пассажирский) борт пытается встать за левый край телеги. Причем не только у меня, а у многих владельцев. В чем причина так и не нашли. Конечно, можно надеть забродники, залезть в воду и подравнивать при затаскивании руками. Можно и на телеге пошатать корпус руками и выровнять так… Все не страшно и не критично. Но все равно непонятно отчего это? Спасут наверное только направляющие «рога» на край прицепа. Мореходность Отчего в «мотолодке» было много негатива по поводу «долбежки» корпуса на волне? Мне кажется дело во внешнем виде. Она красивая и очень ладная и выглядит как большая дорогая лодка. Прям «Трекерок» такой 16-тый… Я реально сам несколько раз в Василе «терял» свою лодку утром! Вроде тут ставил, ан нет, какие-то блатные видать рано утром приехали на мое место и поставили своего «американца»… А где моя? И уходил от лодки ))). В общем ездового комфорта от нее подсознательно ожидаешь как от большого тяжелого заморского «принца»… А она маленькая! И к тому же легкая. Так что с 50-60 лошадями летает только в путь. Разгоняешь ее в несколько секунда до 50 км\ч, и влетаешь в волны с ощущением что по баранам сейчас «постелешь» с кружечкой кофе в руке. Неа ! ))) Бьет она конечно на волнах. Но так и должно быть. В таком размере чудес не бывает. А если «тапку прибрать» оставив режим минимального глиссирования, и кнопочку тримма не насиловать, то все становится вполне нормально. Нос режет волну мягко. Так что претензии, которые и у меня поначалу тоже появились, за сезон сами собой нивелировались привыканием к лодке и сбросом газа на волне. К осени «вдруг» все стало спокойно и нормально. А вот то что носовые обводы у Волжанки 46 такие что они брызги и волны отбивают – это большой плюс. Хоть какая волна, хоть на какой скорости разбивается и идет в стороны от скулы. Остатки брызг принимает выступающий над бортом широкий планширь с брызгоприемником. Был бы нос острее – возможно по волне бы шла мягче, но и волну на палубу принять вероятность была бы больше. Еще швартоваться в берег с таким носом показалось удобнее чем с острым. Не врезается в грунт сильно и в камыш она заходит ровно так как надо. Столкнуть ее потом не проблема. Управление и «лишний» обвес Чтобы не перехвалить, не буду слишком уж сыпать эпитетами. Скажу просто управляемость у лодки отличная. Хитрые реданы не до конца кормы, или переменная килеватость, или все вместе с размером за это отвечают… Не знаю. Рулится она на любой скорости прогнозируемо и уверенно. Хоть что говорите – не нужны мне кринолины. Даже в затентованную лодку с причала залезать они не нужны. Есть спереди площадка для ног, есть сзади за спинкой полметра обрезиненного. Так что кринолины в комплектацию я сразу не включил. Как собственно и носовые и бортовые релинги. Именно о них всегда бьешь вершинкой удилища, именно за них всегда захлестывается и цепляется леска. Они всегда мешают рыбалке. Единственная гипотетическая польза – держаться пассажирам. Но рыбалка - это один или двоем. Катать пять пассажиров по волнам – такого пункта нет. Общие впечатления При формальной разнице с Катраном по длине снаружи 460 – 430 = 30 см она в реальности НАМНОГО больше внутри!!! Ширина 180 см против 160 у Катрана. И главное это честная ширина. Там- то корпус из двух пластиковых ванн был, и в итоге ширины 140 см в носу дай Бог было, а в кокпите сидухи и задние банки эту ширину фактически убирали… А тут борта ничем не заделаны, часть блоков плавучести убрана в нос и под пол. Может это и спорное расположение, но это дает гигантский плюс для обитаемости палубы. Снаружи 180 см, внутри около 175 см. В итоге не сильно выбиваясь из размера, получил качественный скачок по площади палубы, и небольшой скачок по мореходности. Не «полетел» 100 км/ч, волна по прежнему для плавности хода имеет значение. Лодка толкается руками на прицепе и встает под яблоньку почти так же как Катран. Вроде все почти-то же самое, только другого цвета и из другого материала. Но… Это другой размер во всех смыслах. В мелочах Вся прелесть раскрывается в мелочах. Раньше у меня 50 км/ч было в режиме «тапку в пол + пустой бак + по ветру», а крейсерская 30 км/ч. Теперь же 50 км/ч в режиме «ручка в две трети», а крейсерская 40 км\ч «в треть». Раньше волна 15 см уже давала о себе знать, а теперь и 30 см сносно проходится. Расход был на 2Т 25 л.с. чуть ли не больше чем на 60- ке. Особенно с загрузкой. Расход «Мерка» максимум около 10 л в час. Чаще около 7-8 л. А если один\двоем ходишь и не газуешь чрезмерно, то 10 литров в реальности на целый день рыбалки хватает. Ну оно понятно… Для корпуса Катрана, 25 л.с. был минимальный разумный мотор и он всегда работал на максимуме, а для Волжанки, 60 л.с. - максимально возможный в принципе, так что больше чем 2/3 почти никогда не нагружается. В минус расходам пошло масло Yamaha Yamalube 2T (которых несколько банок за сезон всяк искатывал - а оно тоже денег стоит). Почти двукратная экономия на бензине. Конечно эта экономия не окупает стоимость 60 –того Мерка, но все равно приятная мелочь. Еще приятная мелочь – не надо бодяжить бензин с маслом. Это несложно, но время и силы отнимет. И еще мелочь – теперь при проливе не так долго и сильно воняет на палубе. Чистый 92 –ой бензин гораздо быстрее улетучивается. Пять минут и запаха нет, как нет и пятен от масла. Не то чтоб экономия это… скорее просто несколько плюсов к удобству использования. Универсальность Волжанка 46 фиш все же не чисто рыболовная лодка, скорее универсальная, но при соблюдении всех параметров универсальности хотя бы по минимуму, все остальное отдано рыбалке. В ней можно прокатить 5 человек. Прицепить и покатать ватрушку. Перевезти палаточный лагерь. Можно ткнуться в берег набрать грибов и расставив корзины на палубе не спотыкаться о них и не бояться что их сдует ветром. Можно на полу растянуться во весь рост и поспать. И все это можно сделать, имея на борту собранные «заряженные» спиннинги, ящик с приманками на полу и i-pilot на носу. Одно другому никак не мешает. Удивительно гармоничное сочетание в таком размере. Не часто такое бывает. Всегда какая-то мелочь, но будет мешать совмещению. Или спиннинги под ноги попадутся, или что-то перегружать надо для равновесия на покатушках, или все те же корзины с грибами некуда поставить. Всегда какое-то или \ или… Но тут все это возможно совместить благодаря широкой и длинной главной палубе и не заделанным блоками плавучести бортам. Мореходность Такого соотношения длины и ширины (2,55) не было доселе ни у одной легкой, доступной, серийной, металлической, современной, отечественной лодки. По цифрам переплюнули Энигма 460 и Finval 475 (с еще меньшим отношением длины к ширине) – но они не проходят по первым двум пунктам. Не легкие и не дешевые ни разу и 90 лс требуют. А все остальные (Салют, SL, Quintrex, Беркут и далее по списку… ) проигрывают. А уж все доступные отечественные лодки прежних лет проектировались в первую очередь под перевозку пассажиров. Естественно отношение длины и ширины у всех лодок было еще выше (около 2,7 - 2,8). Чем шире корпус, меньше килеватость и легче весь комплект - тем сильнее все это подвержено влиянию волн на ходу. Чес «острее», уже, тяжелее, и килеватей - тем меньше. Всегда или \ или. Хочешь убрать все вопросы разом? Нет проблем. Длина под 6 м, масса 1,5 тонны + 200 л.с. Катался я на Finval 555 fishpro – реально «нет волн», 60 км\ч, сидишь кофе пьешь, а за бортом волны с баранами и ужас… Но!!! В «народном» классе и размере чудес не бывает. Бывают только компромиссы. В итоге учета множества компромиссных моментов, Волжанка 46 получилась отлично подходящей для рыбалки, при приемлемой мореходности. И потрясающей мелководной способности кстати! Что явно заметил в Василевских корягах и на Угличских плесах. Тут конечно помогает еще и Мерк с гидравликой. Сам стоишь и рулишь по центру а кнопочкой отжимаешь ногу под острым углом = в итоге над 20 см проходишь не задевая. На ходу и в статике Волна до какой–то высоты проходится незаметно. Не вдаваясь в тонкости, если ветер до 3-5 м\с то нормально. Чуть больше – уже заметно. А когда волна с «барашками» (5-7-10 м\с и уж тем паче более) то «летать» на полном газу конечно некомфортно. На скорости 50 км\ч такие волны способны как минимум доставить неприятности позвоночнику. Но стоит сбросить газ и поджать тримом мотор ближе к транцу, как действие волн становится не таким заметным. Тут все на уровне ощущений. В моем понимании перемещение по средним волнам становится более комфортным при скорости около 32 -34 км\ч. А если еще использовать опцию складывания спинки, то сидение на таком «двойном амортизаторе» нивелирует оставшийся дискомфорт. И конечно самое главное достоинство – это рыбалка с широкой палубы. Не страшно стоять на любой волне. Высокий борт (можно коленом упереться) и ширина, позволяют не обращать внимания на то с какой стороны бьет волна. По лодке можно спокойно перемещаться вдоль и поперек. Подходить к любому борту, стоять на носу или на корме. И ловить рыбу. Без единой капли на палубе. Даже в рецесс волна не попадает! Джерк Двоем отлично расходишься – каждый по своей палубе. На корме можно с пола ловить, можно с дивана (мягкую сидуху дома оставить проще сразу). Третий никак не вписывается. Один на задней банке, второй на носу, третий отдыхает на пассажирском кресле с фотоаппаратом и ждет своей очереди. Ящик с джерками - за водительской сидушкой. А левый борт хорошо оставлять пустым для того чтобы можно было близко подойти. Тут же в левом борту в полке лежат спиннинги. Тут же между сидушкой и полкой вертикально входит подсак. Главное все это всегда класть в одно и то же положение. Тогда ни ты ни напарник не запутаетесь что где хватать когда наконец трофей клюнет. Калитку при рыбалке даже если это небольшие короткие переходы лучше всего фиксировать шлейкой на борту. Тогда не будет риска споткнуться о нее в процессе беготни по палубе. Идешь ты с опущенной в воду Minn Kota на малом ходу по коряжнику и вдруг видишь топляк, клюнула достойная рыба у ловящего на носовой палубе, а подсак сзади…и т.п. Главное чтобы в такие моменты под ногами ничего не мешалось. Всегда появляется желание разделить джерки на «носовые» и «кормовые» комплекты, чтоб не бегать при смене туда - сюда. Стандартное джерковое ведерко, на правую сторону на нос - не очень прижилось. На левую не выйдет (хотя тут было бы удобней и безопасней) – сюда открывается калитка. Придется сделать специальное «ведро» эксклюзивной треугольной формы чтобы влезло. Самое место куда кидаются боевые джерки – за калиткой. Там ему и место будет. Аэратор Конечно хорошая штука. Я не стал его делать по простым причинам. Всю рыбу после фотосессии обычно отпускаю. Стационарный аэратор по современной спортивной моде ставят на корме. Там меньше бьет на волнах. Но 100 л воды у транца заметно ухудшат развесовку легкого судна. Так что если уж делать его – то как мне кажется лучше в носу. По классике. Не модно, не спортивно… Но и лодка не спортивная. Имхо лучше вообще огород не городить… Транспортировка Стандартный заводской стояночный тент на нос и основную палубу. На кнопках. Закрывает обитаемую площадь оставляя свободными рецесс и лобовые стекла. Не увидел причин приобретать еще один «транспортировочный». Все перевозится отлично и под «стояночным». Тент закрывающий всю лодку может придавить потоком воздуха к лобовым стеклам и попортить их при длительных перевозках. А так все обитаемое пространство защищено от пыли и влаги, а перед рыбалкой меньше минуты уходит на то чтобы отстегнуть тент от лодки. Останется протереть два стекла тряпкой и все. Проблем с маневрированием и прочих нюансов перевозки на трейлере не возникло. Обслуживание Кроме плановых ТО, единственное что хорошо сделать после приобретения: выставить лодку на прицепе максимально «носом вверх», открыть передние рундуки и сливную пробку в транце, и пролить все подпалубное пространство парой ведер чистой воды. При изготовлении корпуса и монтаже оборудования, вниз могут попасть стружки, клепки или иные мелкие элементы… Лучше их сразу вымыть. В противном случае они могут в самый неожиданный момент попасть в крыльчатку штатной помпы. А это уже отвечает за безопасность. У меня к слову после пары десятков рыбалок именно так и случилось Неожиданно «замолчала» помпа. Все дело было в крохотной алюминиевой стружке заклинившей пластиковую крыльчатку. Благополучно разрешилось за 3 минуты на берегу. А если на воде? А если в шторм? А если пробоина? Тьфу- тьфу- тьфу конечно. Но мысль понятна… Кроме этого ничего довинчивать или протягивать не надо. Все сделано жестко и надежно. Стоянка По окончанию сезона лодка отправилась на зимнюю стоянку. Под открытым небом. Раз уж «народная» лодка, то и хранении будет «народным» - пусть и стоит на улице под снегом, а не в теплом гараже. Перед зимовкой снял с консоли эхолот и навигатор и выключи ключ массы. Более ничего не делал. Посмотрим как перезимует электрика и заряженные до полного аккумуляторы. Для страховки от продавливания снегом, сделал деревянного «паука» (ребра жесткости над открытыми пространствами) под стояночный тент. И еще накрыл все это сверху армейской брезентовой палаткой. У меня так пластиковый корпус раньше зимовал. Надеюсь металлический уж точно сдюжит. Скоро сезон откроется - проверю! Обуждаем ТУТ |
След. » |
---|