Главный вывод из прошлых северных скитаний, это то что команде нужна вторая лодка, поскольку одна находится на Севере более двух месяцев с учетом дороги туда и обратно, то вторая должна обеспечивать на это время домашние рыбалки. Итак август 2012 года, еду в Ямаха центр в г.Красноярске за новым лодочным мотором, беру четырехтактный Yamaha F60CETL, в гараже уже лет пять лежит Прогресс - 4 в комплектации времен СССР и ждет своего часа, в общем отдаю этот набор местному умельцу для полной переделки транца и доводки до ума всей лодки в целом, ну тут и началось одно, другое, третье, пятое, десятое, как снежный ком, нервы, время, деньги, благо сейчас рынок наполнен лодочными девайсами и все при желании решаемо. По итогу Прогресс в умелых руках мастера превратился в катер заточенный для дальних и суровых экспедиций в котором можно жить автономно и комфортно и путешествовать долгое время.
Наступила зима и сборы планомерно шли своим чередом, покупали и докупали многое, что связано непосредственно с рыбалкой, походным бытом и техническим обеспечением путешествия. Подход был крайне рациональным, ни чего лишнего, только нужное, только лучшее, объем багажа ограничен, вес тоже, ведь самое главное это топливо которое берешь с собой, его количество дает свободу и мобильность и это основной приоритет. Зимой в трескучие морозы в гости прилетел наш северный друг Павел и мы в уютном ресторане на берегу Енисея в череде стопок хреновухи под соленые грузди со сметаной обсуждаем новый северный маршрут, приняли его единогласно, что многократно тостами и закрепили.
Место зимнего сбора рыбаков
Лето 2013 года, началась навигация на Енисее, самое жаркое время для Северян, абсолютно все завозится на Север по реке и за короткие три месяца им нужно успеть запастись всем тем, что может понадобится долгой и суровой зимой. На баржах места для грузов буквально на вес золота, желающих воспользоваться этими местами тьма, и мы едем заранее договариваться об отправке лодки в Туруханск. Там ее встретит и снимет с баржи надежный друг, и увезет к себе в дом до нашего прилета. Сроки определены, и мы начинаем окончательную подготовку и загрузку «Прогресса» для отправки на Север. Самый важный момент ничего не забыть и суметь уложить все компактно и с умом, то что готовили целый год. Скажу я Вам ух не легкая эта задача, и не быстрая, я провел в гараже несколько дней пока не убедился в том что все готово.
И вот настал день для поездки в Красноярск с ценным грузом на телеге, по дороге наполняем баки бензином (взяли 250 литров) на этом первая этап путешествия завершен, лодка доставлена в порт. Мы выдохнули с облегчением и едем выкупать заранее заказанные билеты на самолет. Прошло несколько недель, лодка прибыла на место, а мы в аэропорту «Емельяново» регистрируемся на рейс.
Аэропорт "Емельяново"
Спустя несколько часов и нас встречает аэропорт Туруханска сочной северной мошкой и хмурой пасмурной погодой. Но это все мелочи, мы настроены и заряжены и готовы как никогда, у нас максимальная мотивация и вера в успех. Через час спускаем лодку в Нижнюю Тунгуску, и на посошок в будке «Газели» Павла сидим беседуем за «жили - были» , на улице дождь, ветер, холодно и мерзко не смотря на середину Северного лета. Но нас это не смущает, кровь горяча от богатырь воды, и за разговорами под градус проходит волнение и мандраж и приходит покой и умиротворение, посошок сильно затянулся и чуть не уснул, и тут позвучала команда от Павла на старт, инструктаж о фарватере, о наличии мелей был выслушан и только. Мы по газам и помчались, но не далеко, на стрелке Енисея и Нижней Тунгуски нас успокоила каменистая коса, винт в разы уменьшился в размере, с пера все лишнее отлетело, водозабор на сапоге забило песком, приехали …..
Осмотрелись, стоим посередине Енисея на намытой мели, выпрыгнули из лодки, глубина ниже колена, в автопилоте меняем винт, и начинаем выталкивать «Прогресс» на глубину, долго ли, коротко ли, но мы это сделали. Напарник достал варган и попросил у великой реки разрешения пройти по ней, такой был смысл его песни ))). Завели мотор и снова вперед. Судя по данным навигатора снятым на следующее утро, мы прошли 65 км, к тому времени штурман крепко спал и я как капитан маломерного судна решил пришвартоваться и к нему присоединится, на этом первый день подошел к концу.
Спуск на воду, Нижняя Тунгуска
К походу готов
Посидеть перед дорожкой
День второй, цитата из дневника «проснулись, замерзли и нам хреново, очень , очень хреново, Паша нас как всегда напоил в полное гавно». Попив горячего чайку нам легче не стало, пришлось собравшись с духом продолжили путь, включили мозги и достали заранее приготовленную лоцию Енисея, дабы избежать вчерашних казусов, пошли по судовому ходу для максимальной безопасности. Так с угрюмыми лицами мы преодолевали десятки и десятки километров, глядя на скупые северные пейзажи.
Вот и прошли полярный круг мимо устья реки Курейка, место знаменито тем, что здесь в 1914-1916 годах отбывал ссылку, среди других "политических", Иосиф Сталин. Мы уходили все дальше на Север и не могли не посмотреть исторические места связанные с ГУЛагом и 503 стройкой, Сталинской железной дорогой проходившей по Северу России, и канувшей в лета вместе с десятками тысяч заключенных погибших в то время, и своими костями проложившими путь в некуда, мертвую дорогу, дорогу смерти.
Паровозы
Вагоны
Составы
Шпалы сгнили, дорога накренилась и составы перевернулись.