Смазки и масла для мультипликаторов |
Тема выбора смазок и масел для обслуживания мультипликаторных катушек не нова, но тем не менее, остается актуальной всегда. От правильного подбора смазок и масел зависят и качество работы катушек, и сроки их эксплуатации. Попытаюсь обобщить наработки коллег занимающихся техническим обслуживанием катушек и своё видение решения данной проблемы.
К смазкам и маслам предъявляются следующие требования. Во-первых они должны обеспечивать создание достаточно тонкой и прочной плёнки на металлических поверхностях, предотвращающей контакт и трение между деталями. Во-вторых, срок службы смазок и масел должен быть максимально большим. И третье, это водостойкость и смазок и масел. Очень часто бывает что смазка или масло, обладающее хорошими эксплуатационными характеристиками, имеет весьма низкую водостойкость, и в результате совершенно непригодно для использования в мультипликаторных катушках. Позволю себе напомнить коллегам, что из-за особенностей конструкции, мультипликаторные катушки значительно хуже защищены от попадания воды во внутренние части механизма, в сравнении с безынерционками. Особенно этой напасти подвержены круглые катушки Abu Garcia. Бочонки фирм Daiwa, Shimano и низкопрофильные в том числе Abu Garcia, гораздо лучше защищены от попадания воды в механизм. Но, тем не менее, эта досадная неприятность происходит постоянно. При использовании смазок с низкой водостойкостью, при попадании на них воды образуется эмульсия, смазка теряет свои свойства и в итоге происходит достаточно сильный износ, в первую очередь шестерней главной передачи. Последствия износа шестерёнок ГП - их выход из строя, и в целом, невозможность использования катушки по своему прямому предназначению. Рассмотрим смазки пригодные для проведения обслуживания катушек. О маслах речь пойдёт ниже, т.к.это отдельная тема. Но прежде всего, акцентирую внимание на следующем моменте. На мой взгляд, существует две концепции проведения ТО катушек. Первая – применение любых подходящих смазок, но в этом случае ТО проводится два и более раз в сезон. Вторая – применение высококачественных водостойких смазок, что предполагает проведение ТО один раз в сезон или один раз в два сезона. В принципе обе эти концепции верны, но я всё же считаю, что более правильным будет, придерживаться второй. Теперь конкретно о смазках. К первой группе смазок, которую чаще всего используют рыболовы, относятся специализированные смазки выпускаемые под рыболовными брендами ABU GARCIA, DAIWA, SHIMANO, PENN, QUANTUM, и некоторыми менее известными брендами. Ни одна из перечисленных фирм смазки не изготавливает. Производят их по заказу различные предприятия, специализирующиеся на производстве смазочных материалов. В подавляющей массе эти смазки изготавливаются на литиевой основе. Что касается качества рыболовных смазок, которые я использовал в те или иные годы, а перепробовать довелось смазки всех вышеперечисленных брендов, то оно далеко от желаемого. Прежде всего, у большинства смазок этой группы очень низкая водостойкость. Единственным приятным исключением является смазка PENN PRECISION REEL GREASE. Ранее она выпускалась под названием PENN X1R REEL GREASE, но от переименования, на удивление, качество её не изменилось. Смазка синего цвета, водостойкая, очень липкая и прекрасно размазывается кисточкой очень тонким слоем по зубьям и поверхности шестерёнок. При её использовании полное ТО катушек достаточно проводить один раз в сезон. Впервые эту смазку я случайно купил в 1996 году. Вначале использовал при ТО безынерционных катушек, а в дальнейшем после увлечения ловлей на джерки, стал использовать её для смазки мультипликаторов. К сожалению купить её в российских магазинах не всегда возможно, да и цены совсем не гуманные, но в рыболовных интернет-магазинах США, приобрести эту смазку можно без всяких проблем, по ценам отличающимися в разы от цен в наших, в частности московских магазинах. Возможно, помимо смазки PENN в настоящее время на рынке появились качественные водостойкие смазки под другими рыболовными брендами, но информации по данному вопросу у меня пока нет. К следующей группе смазок относятся многоцелевые смазки, в частности автомобильные, и для использования в подвесных лодочных моторах. Рынок этих смазок весьма велик. Из всего этого многообразия можно выбрать подходящие по консистенции, водостойкости и использовать их при проведении ТО катушек. Из автомобильных смазок очень хорошо себя зарекомендовала смазка MOBIL XHP222. Ярко синего цвета, очень хорошая водостойкость и достаточно большой срок службы, гуманная цена - около 200 рублей за картридж 397 грамм, но имеет один недоста- ток – довольно сильный неприятный запах.По этой причине использовал её только один сезон,но в принципе при отсутствии качественных смазок без запаха,могу смело рекомендовать её для проведения ТО катушек. Из смазок применяемых для обслуживания подвесных лодочных заслуживает внимания смазка YAMALUBE MARINE GREASE.Разработана по заказу компании YAMAHA MOTOR CO. производится в США и Германии. Как и большинство смазок изготовлена на литиевой основе. Выпускается в тюбиках весом 284 грамма и картриджах весом 397 г. Пользоваться этой смазкой мне не доводилось, но тем не менее в руках держал и пробовал на ощупь. Синего цвета, очень липкая и также как и смазка PENN, очень хорошо размазывается по металлическим поверхностям тончайшим слоем. Пользуется большой популярностью среди рыболовов США. В отличии от смазки PENN имеет чуть меньшую водостойкость , но по соотношению цена-качество значительно её превосходит. Стоимость одной унции (28,35 гр) cмазки PENN в интернет-магазинах США около $2,5 - $3, стоимость одной унции YAMALUBE $0,8 - $0,9. В московских магазинах тюбик смазки весом 284 грамма стоит 330 – 350 рублей. Из наших российских коллег YAMALUBE применяет известный джерковик Дмитрий Лучин. Надеюсь что от него поступит подробная информация об эксплуатационных характеристиках данной смазки. Особое место в группе смазок общего применения занимают так называемые молибденовые смазки. В этих смазках используются специальные загустители базового масла и в качестве основ- ной добавки дисульфид молибдена. Именно благодаря дисульфиду молибдена, эти смазки обладают прекрасными эксплуатационными свойствами, которыми не обладает ни одна из смазок ни с литиевыми, ни с кальциевыми ни с иными загустителями. По противозадирным и противоизносным свойствам с молибденовыми смазками достойно могут конкурировать только смазки с PTFE или чаще их называют тефлоновыми смазками. О этих смазках речь пойдёт далее. Практически все молибденовые смазки предназначены для работы в условиях больших механических нагрузок. Существует мнение что молибденовые смазки вызывают коррозию металла, т.к. дисульфид молибдена (MoS2) превращается в трисульфид молибдена (MoS3), который является одним из сильнейших окислителей. Всё это верно, но лишь отчасти. Этот процесс действительно происходит, но лишь при температурах более 150 градусов, при наличии большого количества кислорода и присутствии паров воды. Молибденовые смазки присутствуют в ассортименте продукции большинства производителей смазочных материалов. Типичным представителем группы молибденовых смазок является смазка HTS-2 американского концерна HUSKEY ITT. Выпускается в основном в картриджах весом 397 г. Цвет её грязно-серый ближе к чёрному, водостойкость довольно высокая. Смазка пластичная, эксплуатационные характеристики на высоком уровне. Сезон эксплуатации легко выдерживает. Недостатком является невозможность из-за грязно-серого цвета определить реальную степень износа материала шестерней ГП и прочих деталей механизма катушки. В этом плане смазки синего, бежево-кремовых цветов или полупрозрачные более предпочтительны, т.к. даже незначительное изменение первоначального цвета смазки является первым признаком начала износа деталей и соответственно необходимости проведения нового ТО. И последняя группа смазок общего применения появившаяся на свет примерно около сорока лет назад – это смазки с PTFE (политетрафторэтилен) или тефлоновые смазки. В отличии от всех других типов смазок в которых в качестве загустителей в основном используются соединения лития, кальция и реже ряд других соединений, в тефлоновых смазках загустителем базового масла вляется ультрадисперсный порошок тефлона. Тефлон (фторопласт) - конструкционный материал обладающий на настоящее время самым низким коэффициентом трения, устойчив к низким и высоким температурам. Тефлоновые смазки в зависимости от свойств базового масла прекрасно работают в диапазоне температур от -50 до +260 градусов по Цельсию. Срок их эксплуатации, особенно при температурах выше +150 градусов, в 10 -15 раз превышает срок эксплуатации практически всех остальных типов смазок. Образующаяся на поверхности пар трения тефлоновая плёнка толщиной несколько микрон резко снижает коэффициент трения, предотвращает контакт деталей между собой и защищает металлические поверхности от коррозии. Всё выше перечисленное делает PTFE смазки, по мнению специалистов Национального института пластичных смазок (США), смазками XXI века. Сегодня тефлоновые смазки есть в номенклатуре практически всех ведущих производителей смазочных материалов. Например, корпорация SHELL производит такие PTFE смазки как AeroShell 15, AeroShell 15A, Shell Grease 1499 ½, компания Castrol – Braycote 600EF, Castrol Microcote®196, Castrol Inertox Greases, фирма Dow Corning – Molykote BG87, Molykote FS3451, Molykote HP300, компания Kluber – Barrierta EL, Barrierta L55/2, Barrierta IMI/V, концерн ExxonMobil – Unirex PF500 и т. д. Кроме этих гигантов, в Европе и США десятки относительно небольших фирм специализируются на производстве исключительно PTFE смазок. Из довольно большой номенклатуры смазок с PTFE в течении последних четырёх лет я ис пользовал смазки американской фирмы HUSKEY ITT LVI-50 и в течении двух лет смазку также американской фирмы SYNCO CHEMICAL CORPORATION SUPER LUBE. Выбраны эти смазки были не случайно, в основном по причине их свободного приобретения в некоторых торговых сетях и небольшой цены. Приобретение смазок других производителей вызывает определённые сложности, да и времени для их тестирования потребуется полжизни. Обе смазки относятся к классу Н-1 и могут использоваться в пищевой промышленности где возможен их случайный контакт с продуктами питания. Смазка LVI-50 выпускается в картриджах весом 397 г, тюбиках по 85 грамм и пластиковых пакетиках по 3 грамма. Цвет белый полупозрачный, очень липкая, сверх-водостойкая. Широко применяется в качестве дополнительного уплотнителя различных сальников в инженерных системах горячего и холодного водоснабжения. Диапазон рабочих температур от -24 до +163 градусов по Цельсию. Смазка прекрасно работает в тёплое время года. При температурах ниже + 12 градусов ручка катушки вначале вращается с неким подтормаживанием, но после нескольких оборотов эффект подтормаживания исчезает. Вероятнее всего происходит небольшой нагрев смазки и уменьшается её вязкость. Но тем не менее применение LVI-50 при эксплуатации катушки при температурах ни- же +5 градусов считаю нецелесообразным. Смазка SUPER LUBE по внешнему виду очень похожа на LVI-50,чуть менее липкая и более пластичная. Также относится к категории сверх-водостойких смазок. Диапазон рабочих температур от -43 до +232 градусов. Очень легко кисточкой размазывается тонким слоем по металлическим поверхностям. Две катушки при ТО которых была использована SUPER LUBE, интенсивно использовались два сезона и соответственно в этот период времени не обслуживались. После рыбалок катушки не вскрывались для просушки механизма. Рыбачить иногда приходилось и при температурах около -3 градусов. При таких температурах, загустевания смазки отмечено не было, что свидетельствует о том, что катушки обслуженные с использованием этой смазки можно эксплуатировать и при температурах ниже 0 градусов. Выше уже говорилось что катушки эксплуатировались два сезона без проведения ТО. На фото видно что произошло небольшое изменение цвета смазки. Процесс вполне закономерный, т.к. в июле 2013 года после обильных дождей вода в реках и речках Подмосковья и Рязанской области была очень мутной а на речке Пахра имела насыщенный жёлто-коричневый цвет из-за растворённых в ней частиц глины. В результате попадания капель такой воды на некоторые детали механизма катушек и произошло изменение цвета смазки. Отмечу два важных момента. Во - первых при взаимодействии воды и смазок LVI-50 и SUPER LUBE не происходит образование эмульсии. Во-вторых, вследствии очень высокой водостойкости этих смазок не отмечено следов вымывания смазок каплями попадающей на них воды. С выбором смазок для проведения ТО мультипликаторных катушек ситуация теперь более или менее ясна. А вот с выбором масел предназначенных в первую очередь для обслуживания подшипников установленных на оси шпули, ситуация не такая радужная, как выглядит на первый взгляд. Акцентирую внимание именно на шпульных подшипниках по следующим причинам. Во первых. Нагрузки на эти подшипники в момент заброса джеркбейтов очень большие. Вес приманок колеблется от 30 до 200 и более грамм. Во-вторых, скорость вращения шпули при забросе составляет около 10000 оборотов в минуту. В связи с этим требования предъявляемые к маслам довольно жёсткие. Это низкая вязкость, возможность работы при высоких скоростях вращения, максимально долгий срок эксплуатации. Подшипники установленные в других злах катушек хотя и работают при достаточно больших нагрузках, но при малых скоростях вращения и по этой причине при проведении ТО их можно обслуживать используя смазки или густые масла срок службы которых намного больше срока службы жидких масел используемых при ТО шпульных подшипников. Теперь рассмотрим группу этих масел. Выпускаются они в основном под теми же известными рыболовными брендами ABU GARCIA, DAIWA, SHIMANO, PENN, QUANTUM и некоторыми другими менее известными. К данной группе также можно отнести известное большинству коллег веретённое масло советского и российского производства и масла для смазки швейных машинок. Все эти масла имеют очень низкую вязкость позволяющую работать шпульным подшипникам при высоких скоростях вращения. Но к сожалению по причине их довольно высокой испаряемости и быстрого износа тончайшей масляной плёнки на трущихся металлических поверхностях срок их службы мал и в зависимости от качества и вязкости составляет от двух недель до одного месяца. Именно по этой причине специалисты и авторы различных статей и пособий по ТО рыболовных катушек настоятельно рекомендуют после трёх-четырёх рыбалок обязательно промазывать шпульные подшипники. Хотя эта операция и не является технически сложной, но тем не менее требует определённого времени и зачастую у большинства коллег вызывает только лишь отрицательные эмоции. Исходя из собственного опыта все вышеперечисленные масла можно использовать для смазки шпульных подшипников лишь в случае отсутствия более качественных масел. За рубежом, в частности в США, разработкой и производством масел для обслуживания высокоскоростных подшипников занимаются не только гиганты нефтехимии, но и небольшие но не менее известные производители. Например американская фирма Corrosion Technologies Corporation производит два очень интересных для рыбаков продукта. Первый из них масло ReelX онкретно предназначенное для обслуживания подшипников рыболовных катушек. Производитель гарантирует срок его эксплуатации примерно 6 месяцев, что в сравнении с маслами выпускаемыми под рыболовными брендами является просто прекрасным результатом. Для наших российских условий средней полосы достаточно подшипники обслужить перед началом сезона и забыть о их ТО до окончания сезона. Второй продукт СorrosionX изначально разрабатывался как средство защиты охотничьего оружия от коррозии. Достаточно глубоко проникает в микропоры металла. В процессе эксплуатации однако было установлено что помимо прекраснейших антикоррозионных свойств СorrosionX обладает очень хорошими смазывающими свойствами, большим сроком эксплуатации - чуть больше одного года. Используя СorrosionX достаточно проводить ТО подшипников один раз в два сезона. И ReelX и СorrosionX пользуются большой популярностью у наших коллег в США, но к сожалению об этих замечательных продуктах практически ничего неизвестно у нас в России. Хочу уделить немного внимания маслам с PTFE (тефлоном). У данной группы масел в качестве загустителя базового масла, используется ультрадисперсный порошок тефлона, что является большим преимуществом в сравнении с обычными маслами. Даже при испарении или высыхании базового масла на металлических поверхностях остаётся тончайшая плёнка из микрочастиц тефлона которая предотвращает трение между металлическими поверхностями. В течении двух сезонов использовал и буду в будущем использовать масло с PTFE (тефлон) Super Lube американской фирмы SYNCO CHEMICAL CORPORATION. Данное масло несмотря на то что оно достаточно густое можно считать универсальным. Т.е. я использую его для смазки шпульных подшипников, обгонных муфт и валов привода лескоукладывателя в катушках с неотключаемым «глазом».Чтобы избежать в будущем при обсуждении статьи бурных дискуссий о недопустимости использования достаточно густого масла для обслуживания шпульных подшипников особо отмечу следующий момент. Полностью соглашусь с тем что такое масло (масла) действительно нельзя использовать для ТО шпульных подшипников мультипликаторных катушек используемых для заброса и проводки очень лёгких приманок весом от 3 до 15-20 гр. Реальная дальность заброса действительно будет значительно меньше чем при использовании очень жидких масел. Но позволю себе заметить что в этой части статьи речь идёт о маслах используемых при ТО мультипликаторных катушек предназначенных для заброса и проводки приманок имеющих веса от 26 грамм (например Stick Shadd 114F) и заканчивая весами за 100 и более гр. При забросе увесистой приманки сила инерции такова, что летящий джерк, или другая приманка очень легко раскручивают шпулю с намотанным на неё шнуром. О силе инерции приманки в полёте говорит следующий нюанс с которым сталкивались практически все джерковики и я в том числе. При образовании бороды на шпуле даже такая тносительно лёгкая приманка как Slider F весом всего лишь в 37-38 граммов зачастую рвёт качественный шнур с тестом 80 lb.Так что все споры о возможности или невозможности использования масла Super Lube для ТО всех типов подшипников используемых в мультипликаторных катушках считаю пустой тратой времени. Теория говорит одно, а практический опыт показывает другое. Теперь о потребительских свойствах масла. Как уже говорилось выше масло имеет достаточно густую консистенцию сопоставимую с консистенцией обычного подсолнечного масла. Цвет полу- прозрачный. Водостойкость масла очень высокая. Точный срок службы указать не могу, но катушка AG 5601JB не обслуживалась два сезона и эксплуатировалась достаточно интенсивно. Масла на валу стало заметно меньше, чем после ТО и цвет изменился с полупозрачного на полупрозрачно-серый. Скорее всего это не частицы износа деталей, а пыль после рыбалок в Астраханской области. Могу сделать предварительный вывод – на валах масло легко выдерживает два сезона (год) эксплуатации при постоянном попадании капель воды и пыли. В закрытых (экранированных) подшипниках срок эксплуатации масла будет составлять не менее 3 сезонов. В заключение статьи речь пойдёт об уникальнейшем масле TSI-301 разработанным и вы- пускаемым американской фирмой AMERICAN GAS&CHEMICAL CO. LTD для нужд NASA и министерства обороны США. По истечении определённого времени масло появилось в свободной продаже на территории США. Собственно говоря TSI-301 не является продуктом нефтепереработки, а представляет из себя смесь сложных полиэфиров растворённых в растворителе на основе бутанола. Бутанол является смывкой ранее используемых масел, а полиэфиры очень глубоко проникают в микропоры металла и одновременно защищают металл от коррозии и выполняют функцию смазки. Ещё одним достоинством этих полиэфиров является их крайне низкая испаряемость в отличии от жидких масел выпускаемых под рыболовными брендами. Американские коллеги используют этот продукт с 2008 года. По их отзывам срок службы масла не менее двух лет. Основатель и идейный вдохновитель форума Алан Тани и многие его сподвижники считают что TSI-301 на сегодняшний день является лучшим маслом для обслуживания шпульных подшипников. Весной прошлого года выпало мне счастье приобрести фляжку этого масла. С его использованием обслужены шпульные подшипники примерно на трёх десятках катушек. Для чистоты эксперимента на одну из своих катушек AG 5601С4 вместо штатных шарикоподшипников установил бронзовые втулки от 5601JB смазанные TSI-301. Заодно на всякий случай этим же маслом промазал и ось шпули. Время вращения шпули на оси с использованием втулок (шпуля и ось вне механизма катушки) значительно больше времени вращения шпули на шарикоподшипниках при тех же условиях. Странно, но против фактов не попрёшь. Весь прошлый сезон эта катушка эксплуатировалась на износ. Действительно масло имеет большой срок эксплуатации. Не могу с полной уверенностью утверждать что срок службы масла составит два года (четыре сезона), но скорее всего выводы американских коллег близки к истине. Чуть не забыл упомянуть о водостойкости TSI-301. Следует отметить, что водостойкость на весьма высоком уровне в чём я имел честь убедиться на открытии сезона 12 апреля сего года. Под воздействием определенных факторов и при большом скоплении почтенных и уважаемых форумчан и гостей данного мероприятия палка вместе с катушкой была утоплена и благополучно извлечена с помощью тонущего джерка. После удаления из катушки воды рыбалка продолжилась без всяких последствий для втулок и катушки в целом, что свидетельствует о реально высокой водостойкости и масла и естественно смазок использованных мною при поведении ТО. В завершение статьи позволю себе напомнить всем уважаемым коллегам – катушка это оружие рыболова. А оружие любит чистку, ласку, уход и смазку. И не следует экономить на смазках и маслах. От их качества зависит и надёжность работы катушки и в конечном итоге срок её эксплуатации С уважением Леденёв Сергей (saled) Обсудить ТУТ |
« Пред. | След. » |
---|